Цифровая дидактика
Цифровая дидактика
Описание стратегического проекта


В последние полтора года цифровые технологии стали по-настоящему массовыми. По данным ЮНИСЕФ (UNICEF) более 1 млрд обучающихся по всему миру ощутили влияние онлайн-образования или были непосредственно вовлечены в него. При этом выявилась проблема, связанная с отсутствием системной научной и доказательной базы для массового использования цифровых (в том числе дистанционных и онлайн) технологий в системе образования. Второй проблемой стал недостаточный уровень цифровых компетенций педагогов не столько в части использования отдельных цифровых инструментов или платформ, но и в сфере применения современных методических и дидактических подходов. Наконец, третья проблема – несформированность дидактических оснований, на которые можно опереться при создании цифровых сред и решений. Новые электронные сервисы и решения продолжают опираться на дидактику и подходы, созданные в доцифровую эпоху. Все три проблемы объясняются отсутствием системных исследований и разработок по вопросам психологии, дидактики и методики цифрового образования.

На решение подобных проблем направлен стратегический проект «Цифровая дидактика». Стратегический проект затрагивает различные политики Программы развития Университета: образовательную, научно- исследовательскую политику и политику в области инноваций и коммерциализации разработок, политику управления человеческим капиталом, финансовую модель университета и политику в области цифровой трансформации.
Наименование стратегического проекта.

Цифровая дидактика
Цель стратегического проекта


Сформировать методологические и дидактические основы для проектирования и реализации цифровой образовательной деятельности, современного цифрового контента и цифровых образовательных сред.
Задачи стратегического проекта


Стратегический проект «Цифровая дидактика» включает несколько групп задач.

Решение первой группа задач обеспечит формирование нового знания в области цифрового образования. Реализуется система исследований по двум ключевым направлениям: 1) социологические исследования практики применения и восприятия цифровой дидактики и 2) компаративные исследования современных цифровых практик и инструментов.

В ходе социологических исследований планируется изучить изменения в области психологии обучения и развития в цифровых средах. В том числе будут изучены вопросы восприятия цифрового контента и электронных образовательных сред, продуктивности и особенностей обучения, стратегии взаимодействия с цифровым контентом и др. Отдельным тематическим вектором становятся исследования трансформации содержания образования, проектирования образовательных результатов, отбора контента и его последующего обновления, оценки достижений и компетенций. Основой является сбор исходных данных о представлениях и поведении обучающихся, студентов, родителей, педагогов. Для сбора данных будет использоваться разнообразный инструментарий: социологические опросы, фокус-группы, экспертные и глубинные интервью, поведенческие исследования на основе больших данных.

Направление компаративных исследований современных цифровых практик ориентировано на формирование базы реальных кейсов применения современных цифровых технологий, сред и инструментов для образования и развития человека. На основании объективации универсальных моделей и практик будут созданы ресурсы и цифровые решения для семей, учителей и педагогов, методистов, руководителей образовательных организаций. Инструментарий – сравнительные исследования российских и международных кейсов, проектов, практик. Данное направление включает также анализ дидактики цифровых платформ и инструментов, среди которых и московский мегапроект «Московская электронная школа», и общенациональные платформы, и используемые учителями и педагогами электронные сервисы.

Повестка исследований цифровой дидактики включает:
  • темы, посвященные новым технологиям в образовании (виртуальной и дополненной реальности, интеллектуальным системам и искусственному интеллекту, большим данным, геймификации и проч.);
  • темы, подразумевающие изучение дидактической и методической трансформации образования в условиях цифровизации (появление гибридного обучения, цифрового контента, онлайн-уроков и онлайн- занятий, оценивания в онлайн-средах и проч.).
Исследования реализуются в сотрудничестве с академическими и технологическими партнерами. Для этого формируется консорциум «Цифровая дидактика», более подробно описанный на странице "Ключевые характеристики межинституционального сетевого взаимодействия и кооперации". Тематика исследований затрагивает уровни общего и профессионального образования, а также обучения взрослых.

Решение второй группы задач обеспечит внедрение результатов исследований.

Ключевыми направлениями становятся: разработка цифровых решений на основе новой дидактики и вовлечение учителей и педагогов в процессы проектирования и использования новых образовательных технологий и инструментов. Базовым элементом системы внедрения становится разработка цифровых образовательных конструкторов, тренажеров и симуляторов. Не только содержание, но и архитектура таких платформ и сервисов разрабатывается на основе результатов исследований. Симуляторы и тренажеры создаются с использованием технологий виртуальной (virtual), дополненной (augment) и смешанной (mixed) реальности, инструментов сбора и интеллектуальной обработки данных, в том числе нейронных сетей.

Приоритетной темой становится развитие и оценка сформированности компетенций обучающихся с использованием машинного зрения и распознавания эмоций.

Отдельный блок разработки – создание системы анализа больших данных на уровне общего и высшего образования. Результаты деятельности обучающихся, практики работы учителей и педагогов используются для обновления содержания и структуры образовательных программ в московских школах и в Университете. При этом анализ использования электронного контента в обучении может стать основанием для обновления систем регулирования содержания образования.

Необходимым условием трансфера технологий является формирование критической массы учителей и педагогов, использующих современные практики цифрового образования. В рамках стратегического проекта реализуется комплексная грантовая программа для учителей и методистов Москвы. Гранты предоставляются на конкурсной основе и ориентированы на вовлечение учителей московских школ и студентов МГПУ в процесс проектирования образовательного контента нового поколения. Программа включает номинации как по разработке целостных электронных учебных пособий, так и по проектированию электронных сценариев. Размер грантов программы варьируется от 120 до 299 тысяч рублей. Университет выступает оператором грантовой программы.

Решение третьей группы задач обеспечит распространение полученных в результате исследований моделей, инструментов, кейсов и практик. Форматами распространения становятся цифровые образовательные ресурсы и реализуемые совместно с академическими и технологическими партнерами образовательные программы.

Ключевым элементом цифровых образовательных ресурсов являются онлайн-курсы, которые создаются Университетом как самостоятельно, так и совместно с партнерами, в т.ч. с участниками консорциума. При создании курсов в Университете реализуется полный цикл их производства, включая педагогическое проектирование, съемку, монтаж, создание инфографики и интерактивной анимации. Курсы реализуются в разных вариантах: как массовые открытые онлайн-курсы (mass open online courses, MOOC), короткие курсы (short private open courses, SPOC), мини-лекции и просветительские ролики (формат TED).

Отдельным направлением является разработка интенсивных коротких образовательных онлайн-программ. Программы ориентированы на освоение современных технологий и техник обучения, применение которых повышает эффективность цифрового образования. Программы формируют набор инструментов (teacher toolkit), применимый как при подготовке выпускников педагогических направлений, так и при формировании педагогических компетенций непрофильных специалистов (например, магистрантов и аспирантов инженерных специальностей, планирующих совмещение научной и педагогической деятельности, или бизнес-практиков, планирующих работу в бизнес-школах). Для реализации таких программ разрабатываются цифровые тренажеры и конструкторы, реализующие модель «обучение через действие» (learning by doing).

Курсы позволяют провести интенсивное и быстрое погружение в освоение инструментальной части дидактики. Для более глубокого осмысления методологии цифрового образования разрабатываются магистерские программы по вопросам проектирования образовательного опыта (learning experience design), современных методов оценки и квалиметрии, использования иммерсивных технологий в образовании, применения больших данных для планирования и реализации образовательной деятельности и др. В процессы проектирования и реализации программ вовлекаются эксперты цифровых корпораций, включая участников консорциума. Такое участие, с одной стороны, обеспечивает использование в обучении кейсов и практических задач, а с другой – становится механизмом интеграции обучающихся в проекты корпораций.

Наравне с созданием образовательных и цифровых продуктов на основании результатов исследований и их внедрения формируются предложения по обновлению нормативно-правовой базы.

Решение четвертой группы задач обеспечит публичное представление, обсуждение и продвижение результатов по трем указанным выше направлениям: исследованиям, образовательным продуктам, трансферу технологий. Ежегодным форматом обсуждения становится проведение масштабных международных и общероссийских конференций по вопросам цифрового образования и современной дидактики. В поддержку конференций организуется система регулярных семинаров, мастерских и тематических клубов. Для участия приглашаются ведущие международные и отечественные исследователи, в том числе из числа вовлеченных в исследования в рамках настоящего стратегического проекта. Для распространения результатов расширяется издательская программа Университета. Программа предусматривает увеличение числа международных публикаций по вопросам цифровой дидактики (индексируемых в Scopus и Web of Science), а также выпуск периодических изданий с результатами исследований в сфере цифрового образования для российских учителей, администраторов и исследователей.

Общая структура проекта представлена на схеме ниже.
Ожидаемые результаты стратегического проекта


При реализации стратегического проекта будут достигнуты следующие результаты:
  • разработка и реализация системы исследовательских и опытно- конструкторских работ совместно с членами консорциума по вопросам цифровой дидактики (не менее 50 работ накопительным итогом); проектирование и производство цифрового контента, включая онлайн- курсы, цифровые тренажеры, симуляторы (не менее чем 50 единиц накопительным итогом);
  • вовлечение учителей в процесс обновления содержания и технологий реализации образовательных программ на уровне общего образования
  • (не менее 50 000 человек накопительным итогом).
Программа развития МГПУ на 2021–2030 годы в рамках реализации программы стратегического академического лидерства «Приоритет- 2030»
КОНТАКТЫ

8 (499) 181-56-03
info@mgpu.ru
2-й Сельскохозяйственный проезд, д. 4

С 1995 года готовим профессиональные кадры для Москвы по высоким стандартам высшего образования
ГАОУ ВО МГПУ, 2022