Миссия и стратегическая цель
Вместе с ростом значимости развития новых технологий и формирования цифровой экономики, которые стали еще актуальнее в период пандемии, важным оказывается развитие человеческого потенциала России. В случае, если качество потенциала не будет обеспечено, создаются риски низкой эффективности внедряемых технологий, снижения инновационной активности, техногенные риски.
В данном контексте одним из ключевых становится вопрос целенаправленного и системного формирования и развития человеческого потенциала. Происходит переосмысление привычного понимания педагогики и дидактики всех уровней образования: от общего до профессионального. Основным источником роста экономики оказывается создание и продвижение новых практик, обеспечивающих развитие у выпускника базовых навыков ХХI века: профессиональных и универсальных компетенций, когнитивных и метакогнитивных способностей, готовности к сотрудничеству и сотворчеству, а также формирование позитивной мотивации, становления профессиональной идентичности, повышение самоопределения.
Меняется и система подготовки специалистов сферы образования, которые оказываются одними из наиболее заметных «проводников» новых практик и моделей развития человеческого потенциала. Преобразуются сами базовые установки и принципы системы педагогического образования. Выпускник педагогического вуза не является специалистом отрасли. Сферы культуры, торговли, рекреации, кадровые службы, консалтинговые агентства, парки профессий и другие городские организации и службы нуждаются в выпускниках, имеющих не только профессиональные знания, но и развитые социальные и гуманитарные компетенции. Способность работать в команде, участвовать в различных обсуждениях, диалогах, умение проектно мыслить, принимать решения и самостоятельно действовать – вот главные факторы карьерного и личностного развития. Такое переосмысление задач подготовки учителей предопределяет переход от чисто педагогической миссии к социально-гуманитарному предназначению Университета – первому фундаментальному элементу новой стратегии МГПУ.
Другим фундаментальным элементом оказывается взаимосвязь с городом. Москва – глобальный мировой город, точка схода ресурсов, технологий, инноваций, место концентрации и коммуникации экспертов. Поэтому человеческий потенциал – залог устойчивого развития региона. Так, в подпрограмме «Москва – город для бизнеса» программы «Экономическое развитие и инвестиционная привлекательность города Москвы», реализуемой Департаментом экономической политики и развития Москвы, в качестве основной цели указано увеличение конкурентоспособности города и благосостояния горожан за счет «ускорения темпов технологического развития города, создания благоприятных условий для развития предпринимательской, научной, инновационной и инжиниринговой деятельности». Москва уникальна, и это уникальное пространство формирует вызовы и задачи для исследовательской, инновационной и образовательной политики Университета.
Переосмысление своего педагогического потенциала и вовлеченность в процессы развития мирового города создают новые, но совершенно органичные для Университета стратегические цели. Москва как один из крупных мировых городов формирует запрос на модель городского университета, который становится центром разработки и трансляции практик развития человеческого потенциала.
На пересечении глобальных вызовов и городских стратегических задач формулируется новая миссия Московского городского педагогического университета: