Ключевые результаты развития в предыдущий период и имеющиеся заделы


Московский городской педагогический университет (МГПУ) был создан в 1995 году Правительством Москвы в целях решения проблем дефицита учителей и других специалистов в системе столичного образования. За прошедшие годы Университетом была решена масштабная задача по формированию городской системы подготовки и развития учителей. За это время вуз вырос и увеличил свои активы: интеллектуальные, кадровые, исследовательские, социокультурные, образовательные. За прошедшие 25 лет к Университету были присоединены Московский гуманитарный педагогический институт (в 2012 г.), Московская государственная академия делового администрирования (в 2013 г.), десять городских педагогических колледжей (в 2014 г.).

Сегодня МГПУ представляет собой крупную образовательную организацию, реализующую программы практически всех уровней образования. В структуру Университета входят:
  • девять учебных институтов, реализующих программы бакалавриата, магистратуры и аспирантуры: Институт гуманитарных наук, Институт иностранных языков, Институт естествознания и спортивных технологий, Институт культуры и искусств, Институт педагогики и психологии образования, Институт специального образования и психологии, Институт цифрового образования, Институт права и управления, отделение в Зеленограде – Институт делового администрирования;
  • Институт среднего профессионального образования, образованный в результате присоединения к МГПУ почти всех московских педагогических колледжей, реализующий программы среднего профессионального образования и профессионального обучения, также в состав Института входит предуниверсарий (старшая школа, 8-11 классы);
  • Институт непрерывного образования, реализующий программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки учителей Москвы и других регионов Российской Федерации, иные программы дополнительного и дополнительного профессионального образования для детей и взрослых, в том числе для людей пенсионного возраста (проект «Серебряный университет»). В состав Института входят: образовательный центр «Старт-ПРО» (дополнительные программы естественнонаучного и гуманитарного профиля для детей); центр «Благо» (дополнительные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей);
  • два института, осуществляющих научно-исследовательскую и проектную деятельность: Научно-исследовательский институт урбанистики и глобального образования, Институт содержания, методов и технологий образования;
  • университетская школа, реализующая программы общего образования (начальное, основное, среднее).
МГПУ объединяет более 40 площадок (локаций) в разных частях города, кампус университета насчитывает 47 зданий.

Университет имеет филиал в Самаре.

В МГПУ обучаются 18406 студентов по различным направлениям подготовки, среди которых: педагогическое образование, психология, специальное (дефектологическое) образование, юриспруденция и управление, бизнес-информатика, социология, филология, история, лингвистика, физическая культура, дизайн, музыкальное образование, актерское искусство и ряд других. В течение последних трех лет в Университете ежегодно реализуется более 140 магистерских, более 100 бакалаврских программ и свыше 45 программ аспирантуры. Свыше 30000 горожан разного возраста ежегодно осваивают более 400 общеразвивающих программ, программ дополнительного профессионального образования и профессионального обучения.

МГПУ - один из лидеров среди педагогических университетов по уровню цитирований научных публикаций. Так согласно информации из системы Science Index число цитирований за период с 2015 - 2019 годы составило 39 654.

Московский городской педагогический университет со дня основания является активным участником городских проектов. Запустив еще несколько лет назад совместно с Правительством Москвы проект университета для людей пожилого возраста, он выступил одним из инициаторов проекта «Московское долголетие». Ежегодно более 8000 человек становятся слушателями «серебряных» программ Университета. Кроме того, Университет выполняет роль одного из ключевых разработчиков и участников другого мегапроекта города Москвы – Московской электронной школы (МЭШ).

В последние несколько лет Университет вошел во многие ведущие рейтинги. Более трех лет МГПУ занимает второе место среди гуманитарных вузов России в рейтинге востребованности МИА «Россия сегодня». В 2019 году Университет вошел в топ вузов по качеству приема, обогнав по среднему баллу ЕГЭ (свыше 85 баллов) многие ведущие университеты и став лучшим среди педагогических. Университет входит в рейтинги RAEX, Интерфакс,, а также в международный рейтинг QS.

Университет не только вовлечен в создание городских проектов, но также является активным участником разработки стратегии и программ развития города. Так, программы развития городской и образовательной среды «Столичное образование» разрабатывались при активном участии экспертных команд Университета. Ежегодно вуз реализует свыше 100 научно-исследовательских работ и проектов по заказу Департамента образования и науки города Москвы.

МГПУ принимает участие не только в городской жизни, но и в проектах федерального уровня. За последние годы Университет скоординировал несколько общенациональных проектов по организации обсуждения федеральных государственных образовательных стандартов основного общего и высшего образования, примерных основных образовательных программ основного общего образования. В ходе реализации проекта свыше 100000 учителей и экспертов со всей России приняли участие в обсуждении национальных стандартов и программ (проектов документов). Эксперты Университета были вовлечены в разработку, обсуждение и реализацию национальных проектов, запущенных с 2018 года.

Исследовательские команды Университета стали участниками ряда масштабных международных исследований. Среди наиболее заметных проектов – адаптация международной шкалы оценки образовательной среды Early Childhood Environment Rating Scale (ECERS) к системе московского образования, исследование универсальных компетенций и новых грамотностей, подготовка российского странового кейса по образовательной политике для международного исследования, проводимого Гарвардом (Audacious Education Purposes). Университет является провайдер-центром Международного бакалавриата (International Baccalaureate, IB) и реализует магистерскую программу подготовки учителей к работе по модели IB.

Исследования, образовательные программы и проекты Университета создают возможность для сотрудничества с крупнейшими компаниями. Среди партнеров Университета: ВТБ, Роснано, Аэрофлот, образовательный центр «Сириус», Сбербанк, Яндекс. МГПУ сотрудничает со многими ведущими университетами мира, такими как: Гётеборгский университет, Ноттингемский университет, Дублинский городской университет, Университет Сорбонны, Университет Цукуба, Байротский университет, Университет Тайваня, Фуданьский университет, Пармский университет, Римская консерватория, Нанкинский университет, Государственный университет Калифорнии, Университет Северной Каролины.

Миссия и стратегическая цель


Вместе с ростом значимости развития новых технологий и формирования цифровой экономики, которые стали еще актуальнее в период пандемии, важным оказывается развитие человеческого потенциала России. В случае, если качество потенциала не будет обеспечено, создаются риски низкой эффективности внедряемых технологий, снижения инновационной активности, техногенные риски.

В данном контексте одним из ключевых становится вопрос целенаправленного и системного формирования и развития человеческого потенциала. Происходит переосмысление привычного понимания педагогики и дидактики всех уровней образования: от общего до профессионального. Основным источником роста экономики оказывается создание и продвижение новых практик, обеспечивающих развитие у выпускника базовых навыков ХХI века: профессиональных и универсальных компетенций, когнитивных и метакогнитивных способностей, готовности к сотрудничеству и сотворчеству, а также формирование позитивной мотивации, становления профессиональной идентичности, повышение самоопределения.

Меняется и система подготовки специалистов сферы образования, которые оказываются одними из наиболее заметных «проводников» новых практик и моделей развития человеческого потенциала. Преобразуются сами базовые установки и принципы системы педагогического образования. Выпускник педагогического вуза не является специалистом отрасли. Сферы культуры, торговли, рекреации, кадровые службы, консалтинговые агентства, парки профессий и другие городские организации и службы нуждаются в выпускниках, имеющих не только профессиональные знания, но и развитые социальные и гуманитарные компетенции. Способность работать в команде, участвовать в различных обсуждениях, диалогах, умение проектно мыслить, принимать решения и самостоятельно действовать – вот главные факторы карьерного и личностного развития. Такое переосмысление задач подготовки учителей предопределяет переход от чисто педагогической миссии к социально-гуманитарному предназначению Университета – первому фундаментальному элементу новой стратегии МГПУ.

Другим фундаментальным элементом оказывается взаимосвязь с городом. Москва – глобальный мировой город, точка схода ресурсов, технологий, инноваций, место концентрации и коммуникации экспертов. Поэтому человеческий потенциал – залог устойчивого развития региона. Так, в подпрограмме «Москва – город для бизнеса» программы «Экономическое развитие и инвестиционная привлекательность города Москвы», реализуемой Департаментом экономической политики и развития Москвы, в качестве основной цели указано увеличение конкурентоспособности города и благосостояния горожан за счет «ускорения темпов технологического развития города, создания благоприятных условий для развития предпринимательской, научной, инновационной и инжиниринговой деятельности». Москва уникальна, и это уникальное пространство формирует вызовы и задачи для исследовательской, инновационной и образовательной политики Университета.

Переосмысление своего педагогического потенциала и вовлеченность в процессы развития мирового города создают новые, но совершенно органичные для Университета стратегические цели. Москва как один из крупных мировых городов формирует запрос на модель городского университета, который становится центром разработки и трансляции практик развития человеческого потенциала.

На пересечении глобальных вызовов и городских стратегических задач формулируется новая миссия Московского городского педагогического университета:
Создавать и распространять новые социально-гуманитарные практики для мирового города и мира городов


Миссия делает несколько стратегических ставок:
  • Университет выступает центром компетенций и экспертизы в области цифрового образования и цифровой дидактики как ресурса развития человеческого потенциала;
  • Университет фокусируется на разработке прикладных решений и проектов, создании реальных городских практик;
  • Университет исследует и развивает мировой город, ориентируется на интересы горожан, городских сообществ, организаций и служб.
Ключевые характеристики целевой моделиразвития университета, сопоставительный анализ на основе эталонных показателей с целевой моделью университета

Целевая модель развития Университета ориентирована на создание работающей тиражируемой практики городского университета. Готовая модель на уровне отдельных политик и стратегических проектов – основной результат, который получит система образования страны по завершении реализации программы развития МГПУ. Говоря о модели, прежде всего имеется в виду набор техник и технологий, потенциальных проектов, исследований, нормативных документов, которые может применять любой другой университет для налаживания совместной работы с городскими властями, бизнесом, местным сообществом. При этом указанная модель будет представлена не как некоторое идеальное состояние, к которому следует стремиться и воспроизводить его по заданному шаблону, но как поле для вариативных преобразований, учитывая риски, особенности территорий, обновляющиеся приоритеты и другие обстоятельства.

Учитывая потенциал Москвы как столицы и как самого большого города Российской Федерации, представляется целесообразным отработать такую модель именно в столичном мегаполисе. При этом использование модели городского университета не будет предусматривать смену ведомственной принадлежности тех университетов, которые захотят ее воплотить. Модель рассматривается как возможность построить необходимые кооперации академического сообщества и городских социально-гуманитарных практик.

Такая стратегическая задача трансформирует облик и внутренние процессы МГПУ. Помимо формального обновления айдентики, названия, позиционирования, Университет меняется сущностно во всей совокупности своих политик.

Для создания модели городского университета наравне с обновлением базовых процессов и политик будет реализован ряд стратегических проектов:
  • «Цифровая дидактика»;
  • «Городские социально-гуманитарные практики»;
  • «Комплексная система оценивания образовательных результатов».

Именно стратегические проекты задают «прорывные» направления (фронтиры развития городской модели Университета.

Целевая модель МГПУ может быть описана следующим набором ключевых характеристик.

Во-первых, Университет проводит для города значимые исследования, поддерживаемые городской администрацией, бизнесом, некоммерческими организациями.

Во-вторых, образовательные программы, реализуемые Университетом, опираются на результаты таких исследований, обеспечивая подготовку специалистов для работы в системе «человек – человек».

В-третьих, Университет участвует в реализации широкого спектра социальных программ города, затрагивая различные сферы деятельности: образование, культуру, спорт, здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство, рекреационный сектор и т.п.

В-четвертых, здания Университета находятся во всех округах города, и в каждом из них реализуются те или иные городские социальные программы.

В-пятых, Университет активно распространяет собственные наработки для регионов, других стран, поддерживает необходимый уровень академической кооперации, является центром получения консультаций по созданию совместных вузовских программ и развитию академической мобильности.

В-шестых, образование в Университете организовано с учетом гибких моделей выбора траекторий обучения, включая стажировки, вариативное оценивание результативности обучения, разнообразную активность за пределами учебных планов, применение цифровой дидактики.

В-седьмых, Университет является примером в деле использования цифровых технологий в системе образования и в прикладных разработках, в исследованиях и в обучении, в академических инициативах и стартапах.

Критерии достижения целевой модели в части реализации политик представлены ниже. Детально меры и создаваемые организационные и технологические решения по каждой из политик описаны в на сайте.

По итогам трансформации образовательной политики будут:
  • созданы встроенные онлайн-курсы, в том числе при помощи сетевого взаимодействия с партнерами, создан банк не менее чем 100 курсов, из них не менее 5% на английском языке;
  • обновлены модели оценки достижений студентов на уровне бакалавриата и магистратуры, а также разработаны оценочные материалы и процедуры проведения диагностики по психолого- педагогическому и гуманитарному модулям с учетом требований сертификации «Московский учитель»;
  • обеспечен прирост числа слушателей программ дополнительного профессионального образования (не менее чем на 20000 слушателей), в том числе за счет реализации стратегического проекта «Городские социально-гуманитарные практики»;
  • увеличено количество студентов, охваченных программами дополнительного профессионального образования для получения дополнительной квалификации;
  • осуществлен перевод не менее 50% лекций в цифровой формат; обновлена образовательная программа среднего профессионального образования через внедрение проектных технологий, в результате чего доля обучающихся по образовательным программам, реализующим модель проектной подготовки, достигнет не менее чем 55%.
По итогам трансформации научно-исследовательской политики и политики в области инноваций и коммерциализации разработок будут:
  • сформированы механизмы поддержки молодых исследователей, в том числе через университетские грантовые программы, сервисы сопровождения авторов международных публикаций, службу социологической поддержки и формирования дизайна исследований; обеспечено включение 100% научно-педагогических и педагогических работников в исследовательскую, проектную деятельность;
  • увеличено число публикаций, индексируемых в международных наукометрических базах Scopus и Web of Science (на не менее 1000 единиц);
  • увеличено число исследований по темам социально-гуманитарных практик (до 50 тем, накопительным итогом), в том числе за счет реализации стратегического проекта «Городские социально- гуманитарные практики»;
  • сформированы механизмы поддержки бизнес-проектов и социальных инициатив, реализуемых в том числе через создание консультационного центра сопроектирования бизнес-моделей реализации проекта, содействие в привлечении финансирования; участниками деятельности центра станут не менее 10% сотрудников.
По итогам трансформации молодежной политики будут:
  • созданы механизмы поддержки студенческих сообществ, в том числе с использованием грантовых программ, менторских и экспертных консультаций;
  • создана ассоциация выпускников, общая численность участников которой составит не менее 2000 человек;
  • запущена система электронных сервисов и программа лояльности для выпускников в партнерстве с корпоративными и социальными партнерами Университета, число выпускников, получающих поддержку через систему электронных сервисов, составит не менее 3000 человек; создан городской акселератор студенческих стартапов, а также разработаны и реализованы механизмы фандрайзинга, поддержки и обучения студентов по вопросам запуска собственных бизнес-проектов и социальных инициатив, включая развитие формата итоговой аттестации по модели «стартап как диплом», в том числе за счет реализации стратегического проекта «Комплексная система оценивания образовательных результатов», что охватит не менее 1000 студентов ежегодно.
По итогам трансформации политики развития человеческого капитала будет:
  • обеспечено увеличение доли работников в возрасте до 39 лет до 22% общей численности профессорско-преподавательского состава;
  • разработаны программы адаптации молодых сотрудников (система наставничества, кадровый резерв, профессиональные школы и клубы); созданы механизмы формирования персонализированных программ профессионального развития, в том числе с использованием корпоративных программ обучения;
  • разработаны и внедрены механизмы оценивания деятельности научно- педагогических работников на основе системы критериев и показателей, применимых для 100% сотрудников;
  • разработана и реализована внутренняя университетская грантовая программа поддержки академической мобильности.
По итогам трансформации кампусной и инфраструктурной политики будет:
  • сформирован социокультурный кластер на базе кампуса на востоке Москвы, который включит в себя science-парк, создаваемый в том числе за счет реализации стратегического проекта «Городские социально- гуманитарные практики»;
  • открыт дополнительный гостиничный комплекс и проведено обновление текущего фонда (общая емкость комплекса составит не менее 1500 проживающих);
  • создана сеть коворкингов, увеличится число оформленных в корпоративной айдентике аудиторий, корпусов, оснащенных оборудованием для студентов с ограниченными возможностями здоровья.
По итогам трансформации системы управления университетом будет:
  • внедрена проектная модель управления с распределенной системой администрирования и ответственности;
  • разработаны автоматизированные системы сбора данных и отчетных панелей (дэшбордов) для просмотра данных по каждому из подразделений в режиме «по запросу»;
  • осуществлен переход к департаментской системе администрирования программ в учебных структурных подразделениях.
По итогам обновления финансовой модели будет:
  • проведена передача части функционала финансовой службы на аутсорсинг;
  • увеличен объем аккумулируемых средств в рамках фонда целевого капитала Университета (не менее 60 млн рублей);
  • проведена диверсификация источников дохода за счет развития международных сетевых программ, расширения участия Университета в международных грантовых программах, коммерциализации разработок, созданных в рамках консорциума, в том числе за счет реализации стратегического проекта «Цифровая дидактика».
По итогам обновления политики в области цифровой трансформации будет:
  • создана и запущена комплексная экосистема сервисов и цифровых решений для управления образовательной деятельностью всех подразделений Университета;
  • созданы сервисы, позволяющие автоматически фиксировать цифровые следы всех студентов, на основании данных определять существующие дефициты и прогнозировать потенциальные зоны риска;
  • осуществлено обновление структуры образовательных программ бакалавриата и магистратуры с выделением не менее 10% объема программы, реализуемой с использованием цифрового контента в формате онлайн-курсов или видеолекций;
  • дополнительно открыты три студии для производства открытых онлайн- курсов (общее число стационарных студий достигнет шести);
  • введены в эксплуатацию «умные» учебные аудитории, позволяющие на основе машинного зрения автоматически проводить мониторинг уровня вовлеченности студентов.
По итогам трансформации политики в области открытых данных будут:
  • разработаны стандарты работы с большими данными внутри консорциума, в том числе за счет реализации стратегического проекта «Цифровая дидактика»;
  • реализованы регулярные мероприятия для проектирования и обсуждения хода реализации стратегии развития, в том числе в формате стратегических сессий, онлайн-обсуждения на краудсорсинговой площадке (минимум одна ежегодная стратегическая конференция, вовлечены в обсуждение не менее 50% сотрудников).
В числе критериев достижения целевой модели в части реализации стратегических проектов в том числе следующие:
  • увеличение числа реализованных исследований по вопросам цифровой дидактики, в том числе в рамках создаваемого консорциума (не менее 50 единиц);
  • проектирование и производство цифрового контента, включая онлайн- курсы, цифровые тренажеры, симуляторы, в том числе в сотрудничестве с членами консорциума (не менее 50 единиц накопительным итогом); формирование Атласа городских социально-гуманитарных практик как платформы представления решения и практики для городского развития (не менее 50 описанных практик);
  • формирование Центра публичной истории и science-парка как центров социокультурного притяжения горожан (вовлечение не менее 3000 горожан ежегодно);
  • формирование комплексной системы оценивания и развития студентов, обеспечивающей вариативные треки обучения, увеличение числа обучающихся Университета, вовлеченных в процесс оценки компетенций (не менее 1500 человек ежегодно).
Подробное описание задач и ожидаемых результатов реализации стратегических проектов представлено на сайте.
Уникальные характеристики стратегического позиционирования и направлений развития

МГПУ переходит от модели исключительно отраслевого педагогического университета к модели городского университета. В проектировании модели развития МГПУ опирается на опыт и бенчмарки таких ведущих университетов, как Университет Дублина, Университет Нью-йорка, Тайбейский городской университет, Университет Гонконга, Королевский колледж Лондона. Историческим бенчмарком является Московский городской народный университет имени А.Л. Шанявского. Все перечисленные университеты подчеркивали открытость во взаимодействии с городом и городскими сообществами.

Ключевой стратегической ставкой программы развития Московского городского педагогического университета является создание исследовательской, инновационной и образовательной инфраструктуры, позволяющей осуществлять проектирование и трансляцию новых социально-гуманитарных практик для удовлетворения запросов городских сообществ и организаций города.

Таким образом позиционирование Университета опирается на имеющийся сильный бренд МГПУ как лидера в области образования, педагогики, психологии, но делает переход от вуза, предназначенного исключительно для профессиональной подготовки только учителей, к университету, ведущему исследования и обучающему практикам развития человеческого потенциала.

В стратегии позиционирования себя как городского университета особый акцент ставится на интегрированность в проекты и процессы одного из крупнейших мировых городов – Москву.

Позиционируя себя как университет глобального города, МГПУ приобретает новые стратегические векторы развития как ответы на глобальные вызовы.

В ситуации происходящей цифровой трансформации социально- экономической сферы ключевыми факторами конкурентоспособности оказываются: реализация гибридных моделей обучения, распределенной системы управления исследованиями, автоматизация бизнес-процессов. Университет видит развитие цифровых технологий как один из своих приоритетов. Студенты, слушатели, сотрудники получают поддержку «умных сервисов», используют ресурсы цифрового кампуса, общаются, учатся, работают, занимаются исследованиями в насыщенной цифровой среде.

Стратегическим ориентиром становится также развитие вариативности в различных сферах деятельности Университета: образовательных программах, системах оценивания, исследовательской повестке, внеучебной работе. На первый план выходят персональные траектории роста студентов и их бережное сопровождение. Главным результатом становится предоставление студентам широкого спектра возможностей самоопределения и развития. В данном контексте МГПУ позиционирует себя как «университет возможностей». Студенты, аспиранты, исследователи, преподаватели становятся субъектами собственной образовательной и профессиональной деятельности. Студент оказывается не клиентом, а совладельцем Университета.

Таким образом, можно сформулировать «тезисы позиционирования» МГПУ. МГПУ – это:
  • городской университет, хорошо знающий запросы горожан, городских сообществ, городских организаций и предлагающий решения для них; модель партнерства вуза и города для применения другими вузами федерального подчинения;
  • университет мирового города, включенный в глобальные тренды, проекты и профессиональное сообщество;
  • исследовательский и проектный университет, ведущий исследование и разработку социально-гуманитарных практик для развития человеческого потенциала, университет новой педагогики;
  • цифровой университет, исследующий и использующий современные технологии и цифровую дидактику;
  • «университет возможностей», предоставляющий разнообразные ресурсы для самоопределения и конструирования траекторий профессионального и личностного развития.
Основные ограничения и вызовы


Реализация стратегии развития Московского городского педагогического университета происходит в контексте целого ряда вызовов на глобальном, национальном и региональном уровнях.

Ключевым глобальным вызовом оказывается переход к цифровой экономике, результатом которого является не только техническое переоснащение, но и смена моделей социальных и экономических отношений. Для высшего образования критично необходимым становится использование гибридных моделей организации учебного процесса, автоматизация бизнес-процессов, развитие «продвинутых» цифровых компетенций научно-педагогических работников.

Цифровизация экономики приводит и к смене профессиональной модели. Возникает еще один вызов, приобретающий актуальность на национальном и региональном уровнях. Сформулированные цели национального развития до 2030 года (указ Президента РФ «О национальных целях развития России до 2030 года» от 21 июля 2020 года) ставят приоритетом развитие талантов и возможностей. Необходимостью для высшего образования становится создание удобной и современной инфраструктуры для развития человека. Такая задача оказывается особенно важной для университетов, реализующих программы в гуманитарных областях, в том числе в педагогике и психологии.

На региональном уровне также реализуется стратегия развития, которая ставит ряд целевых задач, обеспечивающих дальнейшее развитие Университета. Правительство Москвы реализует стратегию развития города как международного интеллектуального, финансового, технологического, культурного центра. Многие мегапроекты – развитие городского транспорта, создание центров «Мои документы», внедрение цифровых сервисов для горожан, проектов «Московская электронная школа», «Московское долголетие» – трансформируют привычные сферы городской жизни и инфраструктуры.

В контексте стратегии развития Москвы ключевым региональным вызовом является построение модели городского университета, обеспечивающей развитие и исследование городских сообществ, создание образовательных и инновационных продуктов, удовлетворяющих запросы горожан и городских организаций.

Наряду с вызовами, задающими ориентиры стратегического развития, можно отметить ряд ключевых ограничений реализации программы развития МГПУ. В числе ключевых рисков и ограничений:
  • ограничения, связанные с развитием имущественного комплекса и нехваткой кампусных ресурсов;
  • ограничения, связанные со снижением платежеспособного спроса в том числе в связи с ухудшением эпидемиологической ситуации;
  • ограничения, связанные с организацией поездок и ухудшение условий для реализации программ международного сотрудничества и взаимодействия в связи с ухудшением эпидемиологической ситуации.
Наиболее значимым ограничением является развитие кампусных мощностей Университета. Рост числа студентов и объемов реализуемых исследований требует запуска новых локаций, способных обеспечить современные требования к техническому оснащению и условиям проведения исследований, реализации образовательных программ. Недостаточное развитие имущественного комплекса может стать одним из наиболее сильных факторов, замедляющих процессы реализации намеченной программы развития.

Снижение платежеспособного спроса может наблюдаться как в секторе B2C, так и в секторе B2B по причине ухудшения эпидемиологической ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19. Риски введения новых ограничений могут привести к сокращению бюджетов на исследования как в государственном, так и в частном секторе. Результатом может стать снижение доступных финансовых ресурсов и платежеспособного спроса в области исследований, консалтинга, инновационной деятельности. По этой же причине может быть снижен спрос на внебюджетные программы.

Риски ухудшения эпидемиологической ситуации могут оказать влияние и на ведение международных мероприятий. Ограничительные меры в отношении приезда иностранных студентов и научно-педагогических работников, а также сокращение или запрет на командировки в отдельные зарубежные страны могут привести к снижению академической мобильности, ограничить создание сетевых программ, проведение международных исследований, обновление кадровой политики, обеспечение дополнительных источников финансирования.
Программа развития МГПУ на 2021–2030 годы в рамках реализации программы стратегического академического лидерства «Приоритет- 2030»
КОНТАКТЫ

8 (499) 181-56-03
info@mgpu.ru
2-й Сельскохозяйственный проезд, д. 4

С 1995 года готовим профессиональные кадры для Москвы по высоким стандартам высшего образования
ГАОУ ВО МГПУ, 2022