Научно-исследовательская политика и политика в области инноваций и коммерциализации разработок
Текущий задел и имеющиеся ресурсы

Переход МГПУ к реализации модели «городского университета» ориентирует исследовательскую политику на запросы городских сообществ, организаций и администрации города.

За прошедшие пять лет Университет стал координатором и участником исследований регионального, федерального, международного уровней. С 2015 года ученые Университета выполнили более 400 исследований и проектов общим объемом финансирования 3,5 миллиарда рублей: 2,9 миллиарда рублей – за выполнение государственного задания, 600 миллионов рублей – в рамках федеральных проектов, средств научных фондов и частных партнеров.

Университет – один из лидеров среди педагогических университетов России по числу цитирований публикаций в отечественных наукометрических базах.

Университет совместно с Ассоциацией исследователей образования является одним из разработчиков Этического кодекса исследователя, а также экспериментирует с созданием собственных комитетов по этике, обеспечивающих корректное использование исследовательского и социологического инструментария. Научный протокол Университета предусматривает контроль за проектированием программы и плана проведения (дизайна) исследований и мониторинг качества их проведения.

МГПУ – активный участник городских исследовательских проектов. Заметный блок научных работ и проектов посвящен вопросам исследования жизни городских сообществ, изучению городских пространств и айдентики, изучению проблем «культурного кода», «жизни» горожан в социальных сетях, новым образовательным и гуманитарным практикам непрерывного образования.

По вопросам городских исследований МГПУ осуществляет сотрудничество с ведущими университетами мира, в том числе: Дублинский городской университет (Ирландия), Тайбэйский городской университет (Тайвань), Университет Александра Моисиу (Албания), Нанькайский университет (Китай), Государственный университет Сэма Хьюстона (США), Университет Евле (Швеция), Университет Гетенбурга (Швеция), UCL (Великобритания) и целым рядом других университетов, в т.ч. указанных в разделе "Структура ключевых партнерств ". В ежегодных мероприятиях и исследованиях Университета принимает участие свыше 600 экспертов, в том числе международных.
Ключевые направления и приоритеты


Проблемный контекст в области научно-исследовательской политики и политики Университета в области инноваций и коммерциализации разработок определяется следующими факторами:
  • закрытый цикл подготовки и рекрутинга сотрудников, при котором число привлекаемых новых и молодых исследователей остается на невысоком уровне;
  • основным источником финансирования остается отраслевой городской бюджет;
  • при достаточно высокой публикационной активности в российских изданиях сохраняется дефицит представленности публикаций авторов в международных наукометрических базах;
  • результаты интеллектуальной деятельности не получают коммерческого воплощения; заметная часть исследований сохраняет узкоотраслевую тематику.
С учетом перечисленных проблем, накопленного опыта и стратегии развития Университета целевая модель научно-исследовательской политики Университета ориентируется на следующие векторы роста:
  • (1) развитие научных школ Университета на основе вовлечения в их деятельность молодых исследователей;
  • (2) увеличение числа исследований, реализуемых за счет грантовых средств, с привлечением институциональных партнеров и средств реального сектора экономики города и некоммерческих организаций;
  • (3) увеличение числа исследователей Университета, публикующих свои труды в изданиях, индексируемых в международных наукометрических базах Scopus и Web of Science, в том числе с учетом публикаций, созданных совместно с зарубежными авторами;
  • (4) реализация системы междисциплинарных исследований по вопросам городского развития и социально-гуманитарных практик;
  • (5) развитие системы продвижения и коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности и стартап-активности научно- педагогических работников.
С целью привлечения и поддержки молодых исследователей (1) для реализации предлагается комплекс мер:
  • создание специальных грантовых программ поддержки коллективов молодых исследователей для обеспечения их вовлеченности в проектирование и реализацию научных проектов и разработок;
  • повышение исследовательской культуры и компетенций исследователей через программы и тренинги в рамках «Школы молодого исследователя»: представление результатов исследований и разработок через систему тематических клубов.
Для увеличения доли исследований, реализуемых за счет средств грантовых программ и организаций различных отраслей города, (2) будут реализованы меры, описанные в стратегических проектах «Цифровая дидактика» и «Городские социально-гуманитарные практики». Будут проведены совместные исследования с участниками создаваемого в рамках настоящей программы консорциума.

С целью увеличения количества публикаций в изданиях, индексируемых в базах Scopus и Web of Science (3) предлагается комплекс мер:
  • формирование инфраструктурных сервисов для поддержки исследователей по вопросам проектирования и дизайна исследований, обеспечение требований к качеству использования социологического инструментария;
  • создание центра поддержки авторов для продвижения публикаций в изданиях, рецензируемых в международных наукометрических базах, в том числе в части содействия в переводе статей на иностранный язык, подборе периодических изданий, оформлении публикаций;
  • выпуск университетских периодических изданий, в том числе по вопросам городской тематики, индексируемых в международных наукометрических базах Scopus и Web of Science с постепенным вхождением во II и I квартили.
Для обеспечения роста числа междисциплинарных исследований (4), ориентированных на городскую тематику в контексте мирового города, получит дальнейшее развитие Научно-исследовательский институт урбанистики и глобального образования. Организационной структурой подразделения предусмотрены тематические лаборатории, в том числе ведущие исследования по вопросам трансформации городских образовательных сред, соучаствующего проектирования в городе, экологии и благополучия городской жизни, изучения мегаполиса как глобальной экосистемы. Дополнительно задача роста числа междисциплинарных городских исследований реализуется в рамках стратегического проекта «Городские социально-гуманитарные практики».

Развитие исследовательской политики будет синхронизовано с деятельностью в области коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности (5). С этой целью предлагается комплекс мер:
  • создание консультационного центра для сопровождения команд исследователей при проектировании и реализации стартап проектов, в том числе для оказания содействия в: проведении исследований целевой аудитории, заинтересованной в результатах проекта, разработке бизнес-модели реализации проекта или инициативы, создании и ведении деятельности юридического лица для осуществления коммерциализации;
  • разработка и реализация интенсивных образовательных программ, направленных на формирование стартап-компетенций у молодых исследователей и других научно-педагогических работников.
На базе консультационного центра будут реализовываться интенсивные программы обучения. По результатам реализации программы не менее 25% научных и научно-педагогических работников станут участниками деятельности центра и реализации интенсивных программ обучения.
Влияние на достижение национальных целей

Реализация указанных мер по изменению научно-исследовательской политики Университета и политики в области инноваций и коммерциализации разработок обеспечит достижение следующих результатов, указанных в п. 31 Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации: адресная поддержка молодых ученых и инноваторов, результаты работы которых обеспечивают социально- экономическое развитие России; создание конкурентной среды, открытой для привлечения к работе в России ученых мирового класса и талантливых молодых исследователей, имеющих научные результаты высокого уровня, а также создание новых исследовательских групп, ориентированных в том числе на конвергенцию областей знаний и сфер деятельности.

Также реализация указанных мер повлияет на достижение одного из целевых показателей национальных целей развития Российской Федерации: присутствие Российской Федерации в числе десяти ведущих стран мира по объему научных исследований и разработок, в том числе за счет создания эффективной системы высшего образования (п.2-б Указа Президента Российской Федерации от 21.07.2020 No 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»).
Программа развития МГПУ на 2021–2030 годы в рамках реализации программы стратегического академического лидерства «Приоритет- 2030»
КОНТАКТЫ

8 (499) 181-56-03
info@mgpu.ru
2-й Сельскохозяйственный проезд, д. 4

С 1995 года готовим профессиональные кадры для Москвы по высоким стандартам высшего образования
ГАОУ ВО МГПУ, 2022