Система управления университетом
Действующие системы управления и характеристики модели управления

В настоящее время в Университете реализуется линейно-функциональная модель управления, ориентированная на иерархическую структуру с разделением функциональных направлений. Центральными органами управлениями выступают ректорат и ученый совет. Для определения и поддержки стратегических направлений сформированы наблюдательный и попечительский советы.

Оперативное управление образовательными и исследовательскими политиками осуществляют руководители структурных подразделений: десяти учебных, двух исследовательских институтов, университетской школы. Управленческая система включает ряд административных подразделений, координирующих сквозные бизнес-процессы, в том числе деятельность в области молодежной политики (управление коммуникаций и молодежной политики), в области цифровой трансформации (управление информационных технологий), в области исследовательской политики (управление научных исследований и разработок), в области образовательной политики (управление учебно-методической работы), в области кампусной политики (эксплуатационно-ремонтное управление) и др.
Основные планируемые изменения


Проблемный контекст в системе управления Университетом определяют следующие факторы:
  • иерархическая модель управления с жесткой функциональной структурой не позволяет гибко реагировать на быстро возникающие внешние вызовы и запускать новые проекты;
  • процедуры проектирования и обновления стратегии развития и политик реализуются централизованно без активного вовлечения сотрудников;
  • управленческая информация собирается неавтоматизированно и предоставляется только по запросу, что занимает много времени и повышает административные издержки;
  • деканатско-кафедральная система ориентирована на «закрытое» распределение часов и работу со студентами на основе только субъективной оценки результатов студентов преподавателями.
С учетом перечисленных проблем целевая модель обновления системы управления ориентируется на следующие векторы роста:
  • (1) использование проектного подхода в управлении и матричных схем формирования команд и их взаимодействия;
  • (2) краудсорсинговая модель проектирования и обсуждения стратегии, ориентированная на вовлечение широкого круга сотрудников;
  • (3) развитие механизмов автоматизированного сбора информации о деятельности структурных подразделений для управления на основе больших данных;
  • (4) департаментская система, в рамках которой руководитель образовательной программы подбирает кадровые ресурсы, а Университет предоставляет организационные сервисы для сопровождения программ.
Ключевым направлением модернизации модели управления на современном этапе является переход к проектному подходу (1). Подход будет использован при реализации программы развития. Проектный подход реализуется за счет создания и деятельности сети команд, развивающих различные направления и обеспечивающих стратегическое проектирование и исследования по тематике проекта. Команды обеспечиваются финансовыми, интеллектуальными, кадровыми и материально-техническими ресурсами, самостоятельно определяют систему показателей, структурированную по годам. Каждая из команд определяет перечень решений, возникающих в ходе реализации проекта. Использование матричного подхода обеспечивает создание межинститутских команд и реализует модель распределенного управления Университетом.
интеллектуальными, кадровыми и материально- ресурсами, самостоятельно определяют систему

Для вовлечения сотрудников в стратегическое управление (2) будут созданы механизмы коллективного обсуждения политик, стратегических проектов и их реализации. Будут применены технологии краудсорсинга, в том числе для расширения перечня стратегических проектов, обновления существующих, а также общественного мониторинга результативности их реализации. Будет расширен опыт использования специализированного внутриуниверситетского интернет-сервиса обсуждения стратегических проектов, доступный в личных кабинетах каждого сотрудника. Будет разработана и реализована дорожная карта «стратегических конференций» – регулярных открытых событий для всех сотрудников МГПУ по вопросам реализации стратегии развития.

Для целей управления на основе данных (3) будут автоматизированы процессы сбора и аналитической обработки собираемой информации. Будет создан электронный сервис, автоматически аккумулирующий данные административных подразделений для мониторинга показателей эффективности в режиме реального времени. На основе данных будет осуществляться прогнозирование возможных рисков. Каждый из руководителей институтов, а также ректорат МГПУ будут иметь личные кабинеты для работы с такими электронными отчетными панелями (дэшбордами).

Развитие механизмов автоматизированного сбора данных о деятельности структурных подразделений позволит расширить практику внутренней оценки и рейтинга эффективности подразделений. Система мониторинга затронет следующие направления деятельности каждого института: качество приема, работа с иностранными студентами, исследовательская деятельность и аспирантура, развитие сектора дополнительного образования, привлечение внешних грантов, финансовые условия для сотрудников и некоторые другие. Показатели внутреннего мониторинга будут синхронизованы с показателями настоящей программы развития. На основе мониторинга ежегодно будут формироваться нормированные рейтинги подразделений и определяться карты дефицитов и роста для каждого из институтов.

В ходе реализации программы учебные структурные подразделения будут осуществлять постепенный переход от кафедральной к департаментской системе управления (4), возрастет роль руководителей образовательных программ. Профессорско-преподавательский состав не будет ограничен сотрудниками Университета. Создаваемые департаменты обеспечат методическую поддержку, связанную с проектированием расписания, планированием и управлением аудиторным фондом, кадровым обеспечением. Переход обеспечит расширение междисциплинарной коммуникации, объединение специалистов разных дисциплинарных коммуникации, областей для решения единых концептуальных и содержательных задач образовательной программы.

Продолжится переход от традиционной модели деканата, находящегося в структуре факультета (института), к сетевой. В Университете будет использован опыт работы многофункционального студенческого центра, позволяющего вести работу со студентами в любом учебном корпусе вне зависимости от института, где они обучаются.
Влияние на достижение национальных целей

Реализация указанных мер по изменению системы управления Университетом обеспечит рост эффективности системы управления в области науки, технологий и инноваций, которая будет способствовать повышению инвестиционной привлекательности сферы исследований и разработок, росту капиталовложений в указанную сферу, результативности и востребованности исследований и разработок (п. 29 Стратегии научно- технологического развития Российской Федерации).
Программа развития МГПУ на 2021–2030 годы в рамках реализации программы стратегического академического лидерства «Приоритет- 2030»
КОНТАКТЫ

8 (499) 181-56-03
info@mgpu.ru
2-й Сельскохозяйственный проезд, д. 4

С 1995 года готовим профессиональные кадры для Москвы по высоким стандартам высшего образования
ГАОУ ВО МГПУ, 2022