Образовательная политика
Текущий задел и имеющиеся ресурсы

В настоящее время в Университете реализуются 263 образовательные программы (19 программ среднего профессионального образования, 102 программы бакалавриата, 1 программа специалитета и 141 программа магистратуры). Количество образовательных программ по УГСН 44.00.00 «Образование и педагогические науки» следующее: 9 программ среднего профессионального образования, 60 программ бакалавриата и 98 программ магистратуры.

За прошедшие годы выросло число студентов, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования. По программам среднего профессионального образования учатся – 4413 человек, бакалавриата – 10083 человека, специалитета – 69 человек, магистратуры – 3841 человек. Количество обучающихся по УГСН 44.00.00 «Образование и педагогические науки» – 12298 человек (3532 – по программам среднего профессионального образования, 6120 – по программам бакалавриата и 2646 – по программам магистратуры).

С целью эффективного сопровождения реализации элективной части образовательных программ разработана информационная среда, позволяющая студентам ознакомиться с элективными модулями (содержанием, преподавателями, дать оценку модуля по результатам его прохождения) и выбрать модули для изучения. В информационную среду внедрены алгоритмы искусственного интеллекта, которые позволяют сформировать рекомендации для каждого студента по выбору модулей на основе данных о различных характеристиках его обучения в Университете. Выбор модулей в настоящее время осуществляется всеми студентами Университета из единой базы общеуниверситетских элективных модулей, насчитывающей более 200 наименований.

Расширены форматы прохождения практики. Частью программ бакалавриата стала социокультурная практика, в ходе которой студенты исследуют городские ресурсы, проходят образовательные квесты, готовят проекты, также введен новый элемент – стажерская практика студентов педагогических направлений подготовки на выпускных курсах. Важной составляющей программ бакалавриата является модель практического обучения, позволяющая актуализировать роль работодателей в учебном процессе через привлечение их к реализации профессиональных мастерских на базе практического обучения.

С 2016 года Университетом разрабатывается и реализуется проект «Сертификат «Московский учитель» (далее – сертификация «Московский учитель»). Проект возник с целью независимой оценки качества подготовки студентов педагогических вузов и их готовности к профессиональной деятельности. За несколько лет реализации в проекте приняли участие 1468 студентов выпускных курсов педагогических вузов. Лучшие студенты трудоустроены в образовательные организации города Москвы. В качестве экспертов привлекались 180 представителей работодателей более чем из 70 образовательных организаций.

В Университете создана дирекция образовательных программ как новая модель администрирования междисциплинарных образовательных программ магистратуры: предполагается автономность руководителей программ при разработке содержания, обеспечении условий реализации, расходовании бюджета программы.
В структуру Университета входят шесть колледжей, реализующих программы по следующим специальностям: «Дошкольное образование», «Преподавание в начальных классах», «Специальное дошкольное образование», «Коррекционная педагогика в начальном образовании», «Физическая культура», «Право и организация социального обеспечения» и др.
Ключевые направления и приоритеты


Проблемный контекст трансформации образовательной политики в системе высшего образования связан со следующими факторами:
  • единообразная модель профессиональной подготовки («образовательная труба»), в рамках которой студенты делают выбор только из предложенных деканатом элементов программы без учета возможностей самоопределения и выбора своей траектории;
  • проектирование образовательных программ ориентировано в первую очередь на обеспечение нагрузкой преподавателей, а не на качество обучения;
  • однотипная «знаниевая» модель оценивания, в том числе в рамках итоговой государственной аттестации, не учитывающая индивидуальные образовательные траектории обучающихся, а также сформированные в процессе обучения умения и навыки;
  • обновление содержания программ реализуется на основании лишь субъективного мнения преподавателей;
  • низкий уровень цифровизации образовательного процесса, что снижает удобство и возможности персонализации обучения.
За прошедшие несколько лет в МГПУ начался переход к новой модели образовательной политики. Новая целевая модель включает следующие векторы развития:
  • (1) гибкие образовательные траектории студентов на основе реального самостоятельного выбора;
  • (2) проектирование образовательных программ от образовательных результатов;
  • (3) вариативная модель оценивания в ходе промежуточной, и итоговой аттестации;
  • (4) обновление программ на основе результатов сертификации и обратной связи студентов;
  • (5) развитие цифровых сервисов и ресурсов для обеспечения вариативных образовательных траекторий студентов.
Актуализированные образовательные модели образовательной программы (1)*, значительно отличаются от тех, по которым в Университете готовили специалистов еще несколько лет назад. Прежняя модель обучения формировалась из обязательной части образовательной программы, «базовых» курсов, определяемых требованиями ФГОС ВО (объем – 17 зачетных единиц), и курсов, жестко ориентированных на формирование компетенций, связанных с направлением подготовки и профилем образовательной программы (объем – 214 зачетных единиц). Отсутствие гибкости подготовке исключало возможность выбора студентами элементов образовательной программы в соответствии со своими интересами и потребностями, а также освоение дополнительных компетенций, необходимых для реализации актуальных задач профессиональной деятельности.

Актуализированная модель программы бакалавриата будет иметь следующую структуру:
  • обязательная часть в объеме 206 зачетных единиц, из них: 32 единицы отведены на гуманитарный модуль, общий для всех программ бакалавриата, реализуемых Университетом, 28 единиц составляет – психолого-педагогический модуль для образовательных программ УГСН 44.00.00 «Образование и педагогические науки», 146 единиц отводится – на профессионально-ориентированные модули, связанные с направленностью (профилем) образовательной программы;
  • часть образовательной программы (25 зачетных единиц) составляют модули по выбору обучающихся, выбор обучающихся связан с личностными и профессиональными интересами, потребностями и дефицитами. Предлагаются элективные модули, ориентированные на формирование универсальных и профессиональных компетенций, непосредственно связанных с профильностью образовательной программы (от 5 до 25 зачетных единиц) и элективные модули, для формирования профессиональных компетенций, не связанных с профильностью образовательной программы (от 0 до 20 зачетных единиц).
Сравнительные характеристики традиционной и актуализированной моделей программ представлены на схеме 1.

Подготовка специалистов в системе среднего профессионального образования (СПО) была связана прежде всего с «поурочной» системой при подаче теоретического материала, характеризовалась разобщенностью теоретической и практической подготовки. Система оценивания в этом случае была направлена лишь на оценку знаний студента и умений формально использовать выученные методики.
С целью внедрения новой модели бакалавриата предлагается комплекс мер:
  • актуализация требований к образовательным результатам обучающихся по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры с учетом итогов ежегодного участия студентов в процедурах независимой оценки качества образования, в том числе сертификации «Московский учитель»;
  • обновление образовательных форматов и технологий формирования образовательных результатов через интеграцию проектных, проблемно- ориентированных технологий, позиционного обучения и др.;
  • расширение возможностей студентов для конструирования своей образовательной программы через систему элективных модулей, выбора образовательных траекторий с использованием специальных цифровых сервисов;
  • расширение вариативности образовательных программ за счет включения открытых онлайн-курсов, реализуемых, в том числе через модель сетевого взаимодействия с другими вузами;
  • расширение возможности для студента изменять свою образовательную траекторию путем смены направления подготовки (модель «2+2»);
  • развитие системы оценивания образовательных результатов обучающихся, в том числе построенной на основе модели сертификации «Московский учитель»;
  • внедрение вариативных форматов промежуточной и итоговой оценки, в том числе и в рамках реализации стратегического проекта «Комплексная система оценивания образовательных результатов».
Отдельно необходимо оговорить внедрение модели «2+2». Модель позволяет студентам-бакалаврам, чье обучение длилось два года (для – магистров от полугода до года) и у которых сформирован базовый спектр универсальных и общепрофессиональных компетенций, начиная с третьего курса, осознанно и целенаправленно выбирать направление подготовки образовательной программы и дальнейшей профессиональной деятельности.

Продолжится внедрение модели проектирования образовательных программ от образовательных результатов (2) – одно из приоритетных направлений изменения образовательной политики. Осуществляется переход от предметно-дисциплинарной организации учебного процесса к модульному построению содержания образовательной программы. Модуль формирует часть образовательной программы, определяющую модель достижения студентами образовательного результата для реализации той или иной социальной или профессиональной деятельности. Модуль обеспечит интеграцию различных видов деятельности студента (изучение дисциплин и учебных курсов, прохождение практики, научно- исследовательской и проектной работы и т.д.), направленных на достижение целостного образовательного результата.

В образовательные программы бакалавриата продолжится внедрение элементов модели «свободных искусств» (Liberal Arts). Практики Liberal Arts позволяют достигать новых образовательных результатов и ориентированы на глубокую гуманитарную подготовку, формирование критического, системного мышления, навыков проектирования, управления, работы с большим количеством информации, коммуникации на иностранных языках и др. В рамках интеграции модели Liberal Arts обновится содержание образовательных программ через внедрение «ядерных» курсов гуманитарного и психолого-педагогического модулей, которые будут изучаться на первом и втором курсах.

Изменяются подходы к процедуре оценки учебных (3) достижений студентов и самому оценочному инструментарию. Опираясь на модели профессиональных конкурсов, в том числе сертификацию «Московский учитель», в Университете расширяются деятельностные форматы оценивания образовательных достижений обучающихся, а также практики демонстрационного экзамена в рамках промежуточной (модульные экзамены) и государственной итоговой аттестации. В том числе будут реализованы следующие механизмы:
  • разработка оценочных материалов и процедуры проведения диагностики по психолого-педагогическому и гуманитарному модулям с учетом требований сертификации «Московский учитель»;
  • развитие процедур сертификации «Московский учитель» через реализацию модели организации промежуточной аттестации студентов, модульных экзаменов, ГИА в формате сертификационных процедур, а также адаптацию процедур сертификации для других направлений подготовки.
С целью обновления программ на основе результатов сертификации и обратной связи студентов (4) предлагается комплекс мер:

включение в образовательные программы Университета по УГСН 44.00.00 «Образование и педагогические науки» в качестве обязательных испытаний: диагностика предметных компетенций студентов в формате ЕГЭ, разработка сценариев урока для проекта «Московская электронная школа» (МЭШ), проектирование и реализация модельного учебного занятия, разработка видеоурока. Успешность прохождения таких испытаний студентом влияет на оценку качества программы; создание механизмов сбора обратной связи от студентов по результатам прохождения курсов, в том числе создание дескрипторной карты и электронной платформы.

Достижение целевой модели в части обновления механизмов оценки качества образования связано с реализацией стратегического проекта «Комплексная система оценивания образовательных результатов».

С целью развития цифровых сервисов и контента (5) для реализации предлагается комплекс мер:
  • перевод лекций в цифровой формат и разработка механизмов реализации цифровых лекций в Университете;
  • встраивание общеуниверситетских онлайн-курсов и онлайн-курсов партнеров Университета в программы магистратуры.
Более детально мероприятия по развитию цифровых сервисов для реализации образовательной политики представлены в подпункте «Политика в области цифровой трансформации».

Одним из направлений обновления образовательной политики станет развитие уровня СПО. Трансформация модели образовательной программы СПО предполагает выделение трех блоков. Первый, «проектный», блок реализуется на первом году обучения и направлен на развитие проектной культуры, гуманитарных и цифровых компетенций студентов. Основным форматом обучения в этот год становятся проектные события и тренинги. Второй, «педагогический», блок программы погружает студентов в современные педагогические техники и практики. При реализации этого блока, наравне с традиционными форматами используются открытые онлайн-курсы. Третий, «практический», блок сохраняет уже сложившуюся практику погружения студентов в профессиональную деятельность.
Влияние на достижение национальных целей

Реализация указанных мер по изменению образовательной политики Университета повлияет на достижение одного из показателей национальных целей развития Российской Федерации формирования эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся (п. 2-б Указа Президента Российской Федерации от 21.07.2020 No 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»).

* Здесь и далее указана ссылка на номер вектора развития целевой модели, перечисленного выше.
Обеспечение условий для формирования цифровых компетенций и навыков использования цифровых технологий у обучающихся, в том числе студентов ИТ- специальностей

Стратегическим ориентиром изменения образовательной политики на всех уровнях образования становится формирование и развитие цифровых компетенций. Они включают в себя не только формирование базовой цифровой грамотности, но и овладение современными технологиями и инструментами (п. 1.4 национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации»). В связи с этим студентам, обучающимся по педагогическим и психолого-педагогическим направлениям, необходимо овладеть принципами современной цифровой дидактики и практиками обучения и проектирования в онлайн-формате.

Для формирования компетенций будут реализованы несколько инфраструктурных решений. Первым станет формирование и включение курсов по цифровым технологиям как части образовательных программ бакалавриата и магистратуры для всех студентов независимо от профиля и направления подготовки. Курсы будут освещать в том числе следующие темы:
  • «Цифровая грамотность»: инструменты коммуникации, инструменты управления задачами, цифровая безопасность;
  • «Цифровые технологии в социальной сфере»: проектирование онлайн- контента, обучение и сопровождение в цифровых средах, оценка достижения образовательных результатов;
  • «Специальные цифровые умения (в контексте городской стратегии Университета)»: работа в МЭШ, использование интерактивного оборудования при обучении, городских электронных сервисов.
Следующим шагом станет создание и развитие цифровых компетенций через систему неформального образования. Будет запущена серия тематических онлайн-клубов и программ дополнительного образования по вопросам использования онлайн-технологий в образовании и деятельности учителя.

Дополнительным механизмом развития станет реализация серии регулярных проектных мероприятий в формате хакатонов. В ходе них студенты будут принимать участие в проектировании или разработке цифровых проектов по направлению цифровых технологий в образовании (EdTech) и цифровых технологий для развития города (UrbanTech).

Необходимым условием реализации обозначенных задач станет разработка модели цифровых компетенций студента Университета, которая позволит проводить независимую оценку их сформированности. Для этого будут привлекаться, в том числе для участия в реализации образовательных программ, представители компаний, осуществляющих деятельность в области информационных технологий.

Одним из новых векторов развития цифрового потенциала Университета станет внедрение цифровых кафедр. Внедрение подобных кафедр не ориентировано на создание новых структурных подразделений или административных единиц. На базе института цифрового образования и института непрерывного образования, развитие которых входит в стратегические проекты «Цифровая дидактика» и «Городские социально- гуманитарные практики» соответственно, будет разработана и реализована картотека программ профессиональной переподготовки, обеспечивающих освоение студентами дополнительных квалификаций в области цифровых технологий.

Среди потенциальных тематических фокусировок будут: использование технологий и инструментов анализа больших данных, изучение языков программирования, освоение цифровых инструментов в области бизнес- информатики и цифровых медиа.
Программа развития МГПУ на 2021–2030 годы в рамках реализации программы стратегического академического лидерства «Приоритет- 2030»
КОНТАКТЫ

8 (499) 181-56-03
info@mgpu.ru
2-й Сельскохозяйственный проезд, д. 4

С 1995 года готовим профессиональные кадры для Москвы по высоким стандартам высшего образования
ГАОУ ВО МГПУ, 2022