Политика в области цифровой трансформации
Текущий задел и имеющиеся ресурсы

С 2017 по 2020 годы в Университете была реализована «Концепция развития информационной среды МГПУ». Ее ключевой задачей было построение единого информационного пространства, интегрирующего сервисы, информационные системы и базы данных Университета. Одним из наиболее заметных результатов стало создание системы единой учетной записи. Для каждого из сотрудников и студентов были созданы персональные личные кабинеты, открывающие доступ к различным электронным сервисам Университета: цифровой образовательной среде, электронному документообороту, заказу документов, электронным мониторингам, полному пакету облачных сервисов Microsoft и многим другим. Единая учетная запись позволяет также получать доступ к электронной почте и электронной библиотеке. В 2020 году в период дистанционной работы единая учетная запись использовалась при предоставлении доступа к сервисам видеоконференцсвязи.

В настоящее время через личные кабинеты сотрудники и студенты имеют доступ к более чем 70 различным сервисам, доступным через единую учетную запись.

Другим результатом стартовавшей цифровой трансформации Университета является автоматизация. С 2017 года реализуется комплексный проект по переводу в цифровой формат бизнес-процессов в сфере образовательной политики. Автоматизация позволила ускорить ряд базовых процессов. Например, были автоматизированы следующие процессы: формирование и согласование приказов о движении контингента, что сократило время выполнения процесса в 8 раз (с 40 до 5 дней), запроса и выдачи справок об обучении, что сократило время ожидания в 4 раза (с 20 до 5 дней), подготовки и печати дипломов, что сократило время выполнения в 6 раз (с 30 до 5 дней), и уменьшило количество брака и ошибок в 10 раз.

За прошедшие пять лет была кардинально обновлена аппаратно-серверная инфраструктура Университета. Только за 2019-2020 годы было обновлено более 46% компьютерного парка, 51% интерактивного и проекционного оборудования, 27% серверного оборудования. Более 20% аудиторий были оборудованы интерактивными панелями, свыше 60% актовых залов получили новое оборудование.

Отдельным направлением цифровой трансформации стал запуск пилотных проектов по проектированию и производству онлайн-контента. В течение 2019-2020 года в Университете были созданы 44 открытых онлайн-курса, записаны более 750 видеолекций, авторами и спикерами которых стали более 400 научно-педагогических работников. В 2019 году на Национальной платформе открытого образования был размещен онлайн-курс МГПУ, разработанный совместно с Национальным исследовательским технологическим университетом «МИСиС» – «Педагогический лекторий». Слушателями данного курса к настоящему времени стали более 3 000 человек.
Ключевые направления и приоритеты


Проблемный контекст в области цифровой трансформации Университета определяется следующими факторами:
  • эпизодическая автоматизация бизнес-процессов на основе не взаимосвязанных электронных сервисов и платформ;
  • управление реализуется на основе ограниченных и разрозненных данных, не позволяющих увидеть объективную ситуацию;
  • большая часть занятий реализуется без использования онлайн-ресурсов или используется контент с низким уровнем интерактивности;
  • в образовательной деятельности используется «бумажно-ручная» модель работы с информацией по принципу зачетной книжки и «ручные» механизмы оценки вовлеченности студента.
С учетом перечисленных проблем контекста, накопленного опыта и Стратегии развития Университета целевая модель политики в области цифровой трансформации ориентируется на следующие векторы роста:
  • (1) создание комплексной системы цифровизации бизнес-процессов на основе единой технологической платформы;
  • (2) внедрение интеллектуальных систем сбора и обработки больших данных для управления Университетом;
  • (3) интеграция интерактивного цифрового контента, в том числе онлайн-курсов, в реализацию образовательных программ для организации самостоятельной работы и интерактивного взаимодействия с обучающимися;
  • (4) создание экосистемы образовательных сервисов для реализации образовательных программ, индивидуальных траекторий и интеллектуальной оценки уровня вовлеченности студентов.
С целью создания комплексной системы цифровых процессов на основе единой технологической платформы (1) для реализации предлагается комплекс мер:
  • разработка и обновление атласа бизнес-процесс Университета;
  • трансформация процессов оценивания за счет внедрения цифровых ведомостей;
  • трансформация процессов формирования научно-исследовательских команд за счет внедрения цифрового профиля ученого МГПУ;
  • цифровизация процессов учета и движения контингента, включая документальное сопровождение.
Внедрение интеллектуальной системы сбора и обработки больших данных (2) – другое приоритетное направление. В Университете будет внедрена система сбора больших данных об образовательной, исследовательской и внеучебной деятельности студентов для определения когорт обучающихся в соответствии с их образовательными результатами. На основании данных будут формироваться прогнозы потенциальных рисков снижения образовательных результатов по каждому конкретному студенту для оказания ему методической и образовательной поддержки. Анализ цифрового следа деятельности обучающихся также позволит сформировать рекомендации по построению персонализированных треков развития с учетом интересов студентов и особенностей обучения. Результаты обработки больших данных будут применяться не только для управления траекториями развития студентов, но и для оценки продуктивности работы и существующих дефицитов подразделений или отдельных образовательных программ.

С целью интеграции интерактивного цифрового контента в образовательные программы (3) предлагается комплекс мер:
  • обновление структур образовательных программ с выделением не менее 10% объема программы на использование цифрового контента в формате онлайн-курсов или видеолекций;
  • открытие дополнительных студий записи онлайн-курсов и видеолекций (не менее 3-х новых студий);
  • запуск проекта мобильных студий для оцифровки образовательного контента на базе кампусов учебных подразделений.
В целях реализации задач персонализации обучения, фиксации цифрового следа и интеграции с административными электронными ресурсами будет сформирована экосистемы образовательных сервисов (4). Такая экосистема позволит, с одной стороны, интегрировать внешние цифровые решения, при этом сохраняя в качестве основы цифровую платформу МГПУ (Education Management System, EMS). Ключевыми функциональными особенностями системы станут:
  • конструктор образовательных программ, позволяющий автоматически формировать структуру курсов и шаблоны для заполнения их контентом глубокая интеграция LMS c системой веб-конференцсвязи, используемой в Университете;
  • автоматизация балльно-рейтинговой системы и мониторинг прогресса прохождения дисциплины студентом;
  • инструменты для разработки наполнения курсов (материалы учебных занятий, тесты и задания).
Наравне с развитием функционала для обучающихся важным станет обеспечение удобства конструирования образовательных программ с использованием интеллектуальных автоматизированных ассистентов. Новая цифровая образовательная среда позволит формировать портфолио каждого обучающегося.

Для повышения удобства образовательной и исследовательской деятельности обучающихся и научно-педагогических работников в условиях гибридной модели обучения будут развиваться мобильные сервисы. Планируется трансфер сервисов личного кабинета в формат приложений на базе iOS и Android, расширение числа предоставляемых сервисов. Приоритетом для разработки станет автоматизация бизнес-процессов исследовательского направления. В том числе будет создан сервис, позволяющий координировать процесс подготовки научных публикаций авторами, проектирования технических заданий, размещения отчетов о результатах научной деятельности.

Цифровая трансформация учитывается при обновлении имущественного комплекса Университета. Наравне с развитием традиционных направлений – систематического апгрейда оборудования и развития беспроводного доступа в Интернет – будут создаваться «умные» учебные аудитории. В них не только установлено современное оборудование, но и внедряются решения для анализа и повышения качества образовательного процесса. Электронная интеллектуальная система анализа вовлеченности и эмоций студентов – один из элементов таких решений. Система позволит предоставлять обучающимся и преподавателям новый вид обратной связи, основанный на анализе вовлеченности и эмоций обучающихся во время учебных занятий и образовательных событий. В основе системы лежат алгоритмы машинного обучения, способные распознавать и анализировать уровень вовлеченности и эмоциональное состояние по видеосигналу.
Программа развития МГПУ на 2021–2030 годы в рамках реализации программы стратегического академического лидерства «Приоритет- 2030»
КОНТАКТЫ

8 (499) 181-56-03
info@mgpu.ru
2-й Сельскохозяйственный проезд, д. 4

С 1995 года готовим профессиональные кадры для Москвы по высоким стандартам высшего образования
ГАОУ ВО МГПУ, 2022