Городские социально-гуманитарные практики
Городские социально-гуманитарные практики
Описание стратегического проекта

Проблемный контекст проекта «Городские социально-гуманитарные практики» связан с несколькими глобальными вызовами.

Первый вызов – все большая интеграция университетов в жизнь городов. Роль университетов возрастает: они становятся не только пространствами для обучения горожан, но и вовлекаются в разработку городских стратегий развития, реинжиниринг городских сред, участвуют в социальных и культурных проектах города.

Второй вызов – усиление процессов урбанизации: города становятся крупнее и по площади, и по численности населения, структура агломерации оказывается сложной и комплексной. При этом в последние годы происходит активная технологическая и цифровая трансформация городов. Целый ряд исследователей развивает концепцию «мира городов»*. Процессы цифровизации городов обновляют социальные, экономические и культурные модели внутри городов, меняют образ жизни горожан.

Третий вызов – постепенный рост значимости городских сообществ. Именно сообщества становятся движущей силой городов. Горожане все чаще ориентированы на активное участие в создании и реализации стратегий и программ развития, хотят принимать участие в городских проектах и выстраивать открытый диалог с городскими организациями и администрацией.

Стратегический проект «Городские социально-гуманитарные политики» затрагивает различные политики Программы развития Университета: образовательную, научно-исследовательскую политику и политику в области инноваций и коммерциализации разработок, кампусную политику, политику управления человеческим капиталом, финансовую модель университета, политику в области открытых данных.

* Одну из них предложил шведский футуролог Кьелл Нордстрем, определяющую роль в ней играют не отдельные страны, а города.
Наименование стратегического проекта


Городские социально-гуманитарные практики
Цель стратегического проекта


Разработать комплексную модель взаимодействия Университета и города на основе научных исследований, разработок и трансляции социально- гуманитарных практик для развития потенциала городских сообществ и городской инфраструктуры.
Задачи стратегического проекта


В ходе выполнения стратегического проекта реализуются несколько групп задач.

Решение первой группы задач предполагает проведение комплекса исследований для города. Акцент ставится на изучении жизни и новых социально-гуманитарных практик городских сообществ: их интересов, структуры социальных связей, моделей поведения, дефицитов. Исследования охватывают в том числе такие направления, как социальная среда дворов и парков, соседские и территориальные общности, цифровые сообщества и социальные сети, родительские сообщества и образование, «городское долголетие» и др. На основе исследований формируются предложения по развитию городской инфраструктуры, электронных сервисов, организаций сферы образования, культуры, социальной защиты. Исследовательские подходы основываются на методологии социологических измерений, поведенческих исследований, аналитики больших данных. Важным принципом проведения исследований становится междисциплинарность. Наравне с изучением сообществ темой исследований становится изучение различных аспектов городской инфраструктуры: городской среды и айдентики, здоровья и благосостояния горожан в городе, системы образования и социокультурных ресурсов и др.

«Городской» характер исследований определяется не только тематикой, но и тем, что заказчиком и потребителем результатов могут стать организации и службы города. Университет предлагает городскую исследовательскую повестку. Результаты исследований используются для трансформации деятельности и улучшения сервисов городских организаций. В этом контексте ключевым требованием к проводимым научным работам и их итогам становятся доказательность и достоверность. Для этого разрабатывается внутренний стандарт качества исследовательской деятельности, включающий требования к инструментарию и дизайну исследования. Обязательным принципом становится включение в состав исследовательской команды специалистов-практиков или представителей социальных институтов, то есть экспертов, непосредственно вовлеченных в изучаемый социальный процесс или явление. В исследовательской деятельности примут участие студенты и аспиранты Университета.

Решение второй группы задач предполагает выявление, объективацию и внедрение современных городских практик. Принципом их отбора становится возможность транспонирования (переноса) в деятельность вузов различных регионов. Часть таких практик Университет уже успел выявить и исследовать, и теперь необходимо формировать системный механизм их масштабирования и нормативного обеспечения. Такая «упаковка» практик позволяет сформировать переносимую технологию. Примерами могут служить: развитие и поддержка пенсионеров (модель Серебряного университета), волонтерское движение в городских проектах, система непрерывного городского образования и ряд других. На основании такого опыта формируется Атлас городских социально-гуманитарных практик. Атлас не просто картотека кейсов – это система сбора и систематизации лучших практик взаимодействия университетов и городов. На первых этапах Атлас наполняется международными кейсами, а также успешными российскими практиками, в том числе реализуемыми МГПУ. Однако стратегия развития Атласа предполагает создание пополняемого онлайн- банка решений (маркетплейса) для развития городов. Университеты, инновационные компании, исследовательские команды будут иметь возможность размещать в общей картотеке свои решения. Представители городских организаций (не только Москвы), органов власти и муниципалитетов по всей России смогут подбирать на базе Атласа проекты и решения для развития своей инфраструктуры и сервисов. МГПУ при этом выступает в качестве оператора такой системы.

В рамках второй группы задач не только фиксируются уже имеющиеся, но и создаются новые практики. Они выступают как основа для описания потенциальных (кандидатных) технологий городского развития.

Решение третьей группы задач предполагает формирование механизмов интеграции социально-гуманитарных практик в систему непрерывного городского образования. Университет создает хаб программ дополнительного образования. Его задача в отличии от традиционного института повышения квалификации не трансляция имеющихся наработок и программ. Хаб проводит системный мониторинг и маркетинговый анализ рынка инновационных решений в разных областях. Параллельно с этим он изучает образовательные запросы городских сообществ и городских организаций. Обнаруженная «стыковка» запросов и новых социально- гуманитарных практик становится основой для разработки образовательных продуктов. Эксперты хаба помогают сделать «сборку» программы с учетом требований педагогического дизайна и современных образовательных технологий.

На базе хаба создается цифровая платформа, позволяющая городским инновационным организациям или исследователям представлять свои образовательные продукты. На ней выставляются образовательные программы, онлайн-контент, предложения по консультационным продуктам, сформированным на основании инновационной городской практики, выявленной ранее в ходе исследований. Горожане могут с помощью платформы строить собственные треки развития, а городские организации – планировать программы развития персонала.

Решение четвертой группы задач предполагает повышение уровня открытости университетских исследований и проектов. Основным направлением становится развитие центров публичной науки. Такие центры обеспечивают вовлечение горожан и сообществ в обсуждение острых вопросов современной науки и городской жизни. Форматами их работы становятся: открытые лекции и мастерские, краткосрочные образовательные программы, просветительские и развлекательные события. Центр разрабатывает мероприятия и проекты для популяризации научного знания, активно взаимодействует со СМИ.

На базе Университета создается Центр публичной истории. Основой его деятельности становится исследование и открытое обсуждение вопросов, связанных с историей Москвы: как формировалась и развивалась столица, история развития городской среды, влияние различных эпох на культуру и облик Москвы, актуальные вопросы преподавания истории. Такие исследования послужат основой для осмысления современной ситуации в городе и треков его развития. Заметным направлением работы Центра публичной истории станет система открытых образовательных событий по вопросам истории для горожан.

Другим институтом публичной науки становится science-парк. Такой парк станет точкой притяжения команд исследователей, изучающих темы физического и психофизиологического потенциала человека, где соединяются исследовательское оборудование, технологии, интеллектуальные и кадровые ресурсы. Science-парк будет открытым для всех горожан и сообществ. Он не только презентует результаты современных исследований в области экологии городской жизни, но и предоставит возможности для формирования спортивных программ и программ развития для жителей Москвы. Программы и мероприятия парка реализуются на основе событийного подхода.

Ресурс парка также обогатит программу подготовки учителей и специалистов в области спорта, предоставит возможности для проведения наблюдений и изучения в реальных условиях возможностей спортивной подготовки и тренировки людей, обеспечит базу для магистерских и аспирантских исследований.

Парк образует открытый для горожан городской кампус Университета на востоке Москвы. Там будут расположены спортивные и фитнес-пространства для горожан. При этом создается среда, где формируется позитивное отношение к науке о здоровье и спорте, ответственное отношение к своему здоровью, что становится особенно важным в условиях эпидемиологических рисков.

Сквозным направлением реализации проекта является подготовка и проведение серии международных и российских конференций и семинаров по вопросам модели взаимодействия Университета и города. В рамках проекта активизируется публикационная программа МГПУ по вопросам социально-гуманитарных практик.

Общая структура проекта представлена на схеме ниже.
Ожидаемые результаты стратегического проекта


При реализации стратегического проекта будут достигнуты следующие результаты:
  • проектирование и проведение исследовательских работ по городской тематике (не менее 50 работ накопительным итогом);
  • формирование Атласа городских социально-гуманитарных практик, как платформы представления решений и практик для городского развития (не менее 50 описанных практик накопительным итогом);
  • вовлечение в мероприятия центров публичной науки и science-парка (не менее 3000 человек в год).
Программа развития МГПУ на 2021–2030 годы в рамках реализации программы стратегического академического лидерства «Приоритет- 2030»
КОНТАКТЫ

8 (499) 181-56-03
info@mgpu.ru
2-й Сельскохозяйственный проезд, д. 4

С 1995 года готовим профессиональные кадры для Москвы по высоким стандартам высшего образования
ГАОУ ВО МГПУ, 2022