Комплексная система оценивания образовательных результатов
Комплексная система оценивания образовательных результатов
Описание стратегического проекта


Проблемный контекст стратегического проекта «Комплексная система оценивания образовательных результатов» связан с несколькими вызовами.

Первый вызов: одной лишь традиционной системы академического оценивания оказывается недостаточно для описания всего комплекса образовательных результатов, формируемых современным университетом. Произошедшая за последние тридцать лет «массовизация» образования расширила вариативность запросов студентов и предлагаемых им программ. Одним из ярких примеров является появление инициатив «стартап как диплом» или проникновение практик демоэкзамена в среднее профессиональное и высшее образование.

В условиях таких изменений заметен и второй вызов: все более очевидным оказывается разрыв между ожиданиями работодателя, с одной стороны, и системой оценивания, используемой в университетах, с другой. Традиционной проблемой становится практика, когда работодатель тратит значительные усилия на доподготовку молодого сотрудника, так как не имеет объективных данных о компетенциях выпускника.

Наконец, третий вызов – запрос самих университетов на формирование прозрачных и объективных механизмов оценивания, которые бы позволяли определять качество подготовки выпускника. Для университетов такая система оценивания выступает инструментом обновления содержания и образовательных программ.

Стратегический проект «Комплексная система оценивания образовательных результатов» затрагивает различные политики Программы развития Университета: образовательную политику, молодежную политику, научно- исследовательскую политику и политику в области инноваций и коммерциализации разработок, систему управления университетом, политику в области цифровой трансформации.
Наименование стратегического проекта


Комплексная система оценивания образовательных результатов
Цель стратегического проекта


Создать комплексную вариативную систему оценивания, обеспечивающую формирование компетенций и учитывающую требования работодателей и академического сообщества.
Задачи стратегического проекта


Проект включает несколько групп задач.

Решение задач первой группы предполагает проведение исследований в сфере оценивания. Предметом анализа становятся современные модели компетенций и их диагностики. Основой для исследования выступает изучение городского рынка труда и структуры профессиональной деятельности специалистов различных городских организаций. С учетом результатов исследований формируются наборы (картотеки) компетенций, которые становятся основой для последующей разработки конкретных оценочных материалов и дескрипторов. Отдельным направлением является изучение успешных практик и компетентностного профиля лучших учителей города. Вместе с этим в зону внимания попадает и изучение сложных реальных и проблемных ситуаций, с которыми сталкиваются обучающиеся, родители, учителя и администраторы. Исследования реализуются с использованием следующих методов: экспертные интервью, праксиметрический инструментарий, в том числе изучение социальных сетей, опросы.

Совместно с исследованиями систем оценивания компетенций происходит разработка методологии проектирования измерителей, оценочных средств и инструментов. Результатом становится создание кейсов, деловых игр, симуляционных заданий, опросных форм, компетентностных интервью. Заметным направлением исследований оказывается и разработка моделей проведения процедуры оценивания. Важным принципом является активное вовлечение в процесс исследования работодателей в процессы проектирования оценочных средств и инструментов измерения. Участие представителей городских образовательных организаций и городских служб происходит на этапе разработки компетентностной модели, оценочных средств. Они также являются активными участниками калибровки процедур проведения диагностик и оценки.

Решение второй группы задач обеспечивает внедрение результатов исследований через построение системы вариативных траекторий оценивания деятельности студентов. Точкой развития становится расширение возможных вариантов промежуточной оценки (модульный экзамен) и итоговой оценки (защита выпускной квалификационной работы).

Комплексная система промежуточного и итогового оценивания включает четыре возможных формата:
  • академическое оценивание: на защиту представляется текст исследовательской работы и оценивается он на основе суждений экспертов;
  • творческий экзамен: на защиту представляется результат творческой деятельности (картина, музыкальное произведение, театральная
  • постановка, перфоманс и др.) в форме демонстрации или обсуждения результата, оценка выставляется на основе суждений экспертов; проектное оценивание: индивидуальная или групповая деятельность обучающихся, осуществляемая в целях создания продукта или проекта для решения прикладной проблемы, в том числе в формате стартап- оценивания, где на защиту в форме обсуждения с потенциальными инвесторами представляется бизнес-проект или социальная инициатива, оценка выставляется на основе критериальных матриц по проекту;
  • демонстрационный экзамен: на защиту представляется образовательное событие (или его часть), защита проходит индивидуально, в форме демонстрации или модельного показа, оценка выставляется на основе системы дескрипторов.
Студент имеет возможность самостоятельно выбрать формат защиты, в том числе скомбинировав с учетом образовательной программы и своих образовательных запросов индивидуальный трек оценивания в ходе промежуточных аттестаций. В ходе реализации стратегического проекта будет сформирована оптимальная модель возможного сочетания треков.

Третья группа задач связана с созданием цифровой экосистемы для проведения процедур оценивания. Основой экосистемы становится персональный цифровой профиль педагога, студента или выпускника. В таком профиле агрегируются цифровые следы и результаты деятельности участника процедур оценивания, на основании которых фиксируется уровень сформированности каждой из компетенций и входящих в ее структуру умений. Накопление данных позволяет строить динамическую модель развития студента и педагога, обнаруживать системные дефициты и сильные стороны. С учетом такой информации на основе технологий интеллектуального анализа формируются персональные рекомендации по развитию и работе с дефицитами. Выявление сильных сторон в профиле студента и педагога позволяет формировать базу потенциальных наставников для тех студентов, у которых отдельные компетенции проявляются недостаточно. Цифровая система позволяет также сформировать не только профиль отдельного студента и педагога, но и обобщить данные, которые могут представляться в виде отчетов и рекомендаций по отдельной образовательной организации или ее структурному подразделению. Одной из заметных частей экосистемы становятся цифровые сервисы по распознаванию эмоций и оценки уровня вовлеченности на основе автоматизированных цифровых инструментов.

Четвертая группа задач ориентирована на формирование городских механизмов сертификации квалификаций. Такая система обеспечивает проведение независимой диагностики студентов Университета и педагогических работников образовательных организаций города. Дальнейшее развитие системы позволит распространить диагностику и на другие сферы городской жизни. Основным организационным решением становится формирование центра сертификации квалификаций.

Одним из направлений деятельности центра сертификации становится методическое и процедурное сопровождение сертификационного экзамена, который встраивается в бакалаврские программы Университета со второго года обучения. Экзамен проходит в три этапа. Первый этап сертификации квалификаций студентов осуществляется в конце второго курса. Задача этого этапа заключается в проведении предметной диагностики и выявлении дефицитов, которые студент может восполнить через систему элективов и майноров в ходе дальнейшего обучения. Второй этап наступает в конце третьего года обучения. Основной задачей становится оценка уровня базовых педагогических и универсальных умений. Для проведения замеров выделяется компетентностная модель, формируемая совместно с работодателями. Для демонстрации уровня компетенции студент осуществляет разработку проекта электронного обучающего средства. Дополнительным элементом оценки становится решение педагогических кейсов, например по темам взаимодействия с родителями или профессиональной коммуникации с коллегами. Третий этап оценивания проходит на четвертом курсе. Испытание ориентировано на оценку специализированных педагогических компетенций студента, отражающих в первую очередь владение современными технологиями проектирования и проведения образовательных событий, в том числе учебных занятий. В рамках данного этапа применяются практики демонстрационного экзамена и подходов, используемых в профессиональных конкурсах WorldSkills, «Я – профессионал», «Учитель будущего» и других. В ходе данного этапа также проводится мотивационное собеседование в форме интервью работодателей со студентами.

В первые годы внедрения экзамена предполагается проведение сертификации для педагогических, а затем и для непедагогических направлений подготовки.

Центр также будет проводить сертификацию квалификаций действующих педагогов. Для этого реализуются несколько типов оценивания, в том числе: оценка методических и педагогических компетенций, диагностика предметных компетенций, включая отдельные дисциплинарные области, замер универсальных компетенций, диагностика «городских компетенций». К «городским» относятся умения использовать городские электронные образовательные сервисы, владеть знаниями в области городской нормативно-правовой базы для ведения образовательной деятельности, владеть информацией о городских проектах и ресурсах для образования.

Для оценивания используются интерактивные формы: деловые игры, проведение демозанятий, решение кейсов, разыгрываемых в виде модельных ситуаций.

Центр сертификации будет реализовывать модель развивающего оценивания. Отдельным направлением становится сопровождение и поддержка педагогов и методистов города. Система реализуется как в формате встроенной (в ходе оценивания), так и в режиме постсертификационной поддержки. Она включает в себя следующие механизмы: наставничество и менторинг, встречи с работодателями для содействия в рекрутинге, консультации по вопросам формирования программ развития и программ повышения квалификации.

Для всех групп задач сквозной деятельностью является проведение аналитической и исследовательской работы, результатом которой становится реализация публикационной программы, представляющей результаты проекта.

Общая схема проекта представлена ниже.
Ожидаемые результаты стратегического проекта.

При реализации стратегического проекта будут достигнуты следующие результаты:
  • число обучающихся Университета, вовлекаемых в процесс оценки компетенций в ходе обучения на программах бакалавриата (не менее 1500 человек в год);
  • число педагогических работников, привлекаемых к участию в процедурах сертификации (не менее 1000 человек в год).
Программа развития МГПУ на 2021–2030 годы в рамках реализации программы стратегического академического лидерства «Приоритет- 2030»
КОНТАКТЫ

8 (499) 181-56-03
info@mgpu.ru
2-й Сельскохозяйственный проезд, д. 4

С 1995 года готовим профессиональные кадры для Москвы по высоким стандартам высшего образования
ГАОУ ВО МГПУ, 2022