Политика управления человеческим капиталом
Текущий задел и имеющиеся ресурсы

Кадровый потенциал является одним из наиболее значимых ресурсов при
реализации новой городской стратегии МГПУ. В настоящее время в Университете работают 2800 человек, из них: 49,46% – преподаватели, 3,79% – исследователи, 33,29% – административно-управленческий персонал, 7,25% – иные педагогические работники, 6,21% – вспомогательный персонал. Профессиональная квалификация научно- педагогических кадров Университета остается одной из высоких как в отрасли вообще, так и среди российских университетов. Доля кандидатов наук в общем числе научно-педагогических работников составляет 60%, докторов наук – 21,5%. На базе Университета действуют несколько крупных научных школ, известных и в российском, и в международном научном сообществе: школы Ш.А. Амонашвили, Н.Е. Вераксы, А.И. Савенкова и другие.

Приоритетным направлением при развитии политики управления человеческим капиталом является создание комфортных и достойных условий работы для сотрудников. Университет является одним из лидеров по размеру средней заработной платы в отрасли по региону. Такая политика позволяет привлекать к реализации образовательных программ и проведению научно-исследовательских работ наиболее сильные кадры.
Ключевые направления и приоритеты


Проблемный контекст в области политики управления человеческим капиталом Университета определяется следующими факторами:
  • малая доля и неравномерное распределение по структурным подразделениям научно-педагогических работников и профессорско- преподавательского состава в возрасте до 39 лет;
  • оценка результатов деятельности сотрудника реализуется на основе обобщенной системы показателей, без учета специфики подразделений, высока роль субъективной оценки непосредственного руководителя;
  • программы обучения персонала разрозненные, не реализуются системные внутрикорпоративные программы развития;
  • низкий уровень академической мобильности.
С учетом перечисленных проблем, накопленного опыта и Стратегии развития Университета целевая модель политики управления человеческим капиталом Университета ориентируется на следующие векторы роста:
  • (1) формирование системы поддержки и привлечения молодых сотрудников и их сопровождения в начале карьеры в Университете;
  • (2) формирование механизмов непрерывного развития человеческого потенциала сотрудников Университета;
  • (3) внедрение диверсифицированной системы оценки деятельности в формате эффективного контракта по набору показателей;
  • (4) повышение уровня академической мобильности научно- педагогических работников.
С целью привлечения и поддержки молодых сотрудников Университета (1) предлагается комплекс мер:
  • проведение адаптационных мероприятий для молодых сотрудников, (например, онлайн-курсов об Университете), совместных сборов по вопросам командообразования (тимбилдинг), в том числе с привлечением наставников; формирование университетского кадрового резерва из числа молодых сотрудников;
  • запуск профессиональных образовательных школ, клубов и интенсивов, в том числе по вопросам исследовательской деятельности и методической работы.
С целью дальнейшего развития человеческого потенциала (2) МГПУ предлагается комплекс мер:
  • создание корпоративных программ для развития сотрудников, в том числе на темы применения современных форматов преподавания, цифровых технологий, инструментов и методик обучения;
  • осуществление программ повышения языковых компетенций сотрудников (в частности, повышения уровня владения разговорным и академическим английским языком);
  • осуществление открытых тренингов, клубов и мастерских, согласно широкому внепрофессиональному перечню тематик, что позволит реализовывать и личностное развитие сотрудников;
  • поддержка преподавателей старшего возраста, для которых трудным оказывается освоение не только продвинутых, но и базовых цифровых умений, реализация системы тренингов по сложным вопросам использования цифровых технологий.
С целью внедрения эффективной системы оценки деятельности (3) предлагается комплекс мер:
  • разработка нескольких кластеров критериев и показателей результативности деятельности научно-педагогических работников с учетом тематической и организационной специфики подразделений (например, подготовка в области искусства, спорта, подготовка в области технологий и информационных технологий, подготовка в области образования, подготовка в области экономики и юриспруденции и др.);
  • разработка нормативной документации и организационных механизмов, позволяющих осуществлять сопоставление деятельности подразделений.
Для повышения уровня академической мобильности (4) будет разработана внутренняя университетская грантовая программа. Она обеспечит поддержку двух вариантов академической мобильности. Первый – исследовательские стажировки, т.е. долгосрочные выезды с целью проведения исследований. Второй – визит-стажировки, т.е. короткие выезды для ознакомления с практиками или формирования соглашений о совместной научной деятельности. Ключевой особенностью программы станет инвестиционная модель ее реализации. Академическая мобильность будет финансироваться под обязательства разработки сетевых программ, за счет публикации статей, участия в международных грантах. Наравне с программой исходящей мобильности реализуется и комплекс мер по активизации приглашений ведущих зарубежных профессоров, в том числе развитие институтов:
  • визит-профессоров (приглашенные международные преподаватели, выступающие с серией лекций или ведущие курса, модуля);
  • дистант-профессоров (приглашенные международные преподаватели участвующие в реализации программ в онлайн формате (онлайн-лекции, онлайн-консультации);
  • постдоки (приглашенные молодые международные исследователи, ведущие наравне с исследовательской и преподавательской деятельностью).
Влияние на достижение национальных целей

Реализация указанных мер по изменению политики управления человеческим капиталом обеспечит усиление роли репутационных механизмов в признании научной квалификации и заслуг исследователей, повышения авторитета ученых в обществе (п. 31 Стратегии научно- технологического развития Российской Федерации) и повлияет: на достижение одной из национальных целей развития Российской Федерации – достойного, эффективного труда и успешного предпринимательства (пункт 1-г Указа Президента Российской Федерации от 21.07.2020 No 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»).
Программа развития МГПУ на 2021–2030 годы в рамках реализации программы стратегического академического лидерства «Приоритет- 2030»
КОНТАКТЫ

8 (499) 181-56-03
info@mgpu.ru
2-й Сельскохозяйственный проезд, д. 4

С 1995 года готовим профессиональные кадры для Москвы по высоким стандартам высшего образования
ГАОУ ВО МГПУ, 2022